- В Минске на фестивале вы представили свой кураторский проект «Не[свое]временное». Расскажите, пожалуйста, на его примере о том, что сейчас представляет собой молодая российская фотография, которая уже стала в рамках околофотографического дискурса культурным «тэгом».
- Это продолжает вопрос о темах. Проект «Молодая российская фотография» можно привести как пример того, как выставка, фестиваль или идейное пространство тематизируют себя. Я считаю, что уже невозможно и неинтересно просто взять и собрать без какого-то общего ключа проекты, сделанные в течение года. Это глупость. Как раз важнее на базе определенной, очень широкой и часто абстрактной тематики проанализировать, как человек размышляет внутри нее. Как он сам подвижно чувствует свою работу. Задавая такую планку, систему, мы сначала генерируем идею, формируем концептуальную основу – поле идей или жизненных обстоятельств, о которых мы хотим высказаться. А авторы, в свою очередь придают ей форму при помощи своих проектов, сужают фокус.
Обычно «ФотоДепартамент» проводит две выставки в год, а для участия в ней международная кураторская группа из 4-5 человек отбирает авторов. Подача работ происходит онлайн: авторы присылают проекты, там же происходит голосование, в ходе которого определяют тех, чьи фотопроекты тем или иным образом подходит под заданную нами тему.
В этом случае можно сказать, что молодая российская фотография состоит из авторов, которые обдумывают то, что делают, видят теоретическую, идейную основу и понимают, что язык фотографии тоже движется. И значит не обязательно останавливаться на каких-то технологически понятных моментах: «Вот это должно быть черно-белое и тонировано, сделано вручную» или «Это должно быть глянцевое, цифровое, постановочное и т.д.» Нужно пробовать смещать визуальный язык фотографии, а не останавливаться на технических моментах.
Авторы «Молодой российской фотографии» работают с экспериментальными формами, с развеской, со странными изображениями, восприятие которых не останавливается на том, что на них показано. Они работают в связке между собой, оперируя не только одним изображением, но и текстом, форматом подачи и оформления снимков, размером, полем стены и т.д. Наша задача выходит за чисто журналистские рамки (показать произошедшее); мы хотим раскрыть то, что происходит за этой картинкой. Ведь все осмысление, все зрительское участие происходит за тем, что ты видишь, или между тем, что ты видишь. «Прочитывая» изображение, зритель начинает думать, анализировать… Он получает доступ к еще одному слою, который дает ему возможность включиться в самостоятельную работу, начать мыслить. Плюс название проекта дает еще один слой. Плюс развеска. Плюс отдельные объекты, которые также могут быть включены как часть экспозиции.
Приоритетным является именно разговор со зрителем, а значит, его тоже можно смещать с привычных устойчивых рамок, согласно которым фотография на стене – это все, что тебе нужно увидеть и она предназначена для наслаждения. Но фотография – это не только наслаждение, это в том числе твоя встреча с каким-то новым опытом понимания изображения и взаимодействие с ним в пространстве.
- Существует мнение, что в тренде «молодая российская фотография» игра с концептом иногда становится настолько важной, что «лапинская» композиция, связанная с красотой и гармонией кадра, становится неважной, теряется. Будто мы имеем дело уже и не с фотографией, а с неким иным жанром. Как вы относитесь к обвинениям в отсутствии у авторов навыка фотографической работы?
- Я отношусь к этому как к пока еще сохраняющемуся запросу зрителя и профессионалов в той или иной области: от журналистики до коммерческой фотографии, запросу на определенные качества и свойства, диктуемые их жанром. Потому что как можно, например, оценить по законам Лапина натюрмортную или абстрактную фотографию? Если даже мерить жанровыми терминами, то и у «лапинского» направления есть свои ограничения, то есть существует очерченное поле фотографии, которое будет туда подпадать. В частности, это документальная или стрит фотография, может быть жанровый портрет. Если оставаться исключительно в этих границах, в этом интересном кому-то направлении, то все остальное автоматически туда не войдет. Коммерческий фотограф, к примеру, будет оценивать со своей позиции качество воспроизведения деталей, четкость и яркость. Это тоже будет вносить ограничения на возможности фотографии.
Мы же пробуем воспитать позицию, когда автор делает проект, думая при этом, что именно он делает, не останавливаясь лишь на том, как он делает. Однако, в зрителе, может быть, нам такое же движение пока еще задать не удалось. Хотя я думаю, что те, кто приходит на наши выставки, уже понимают, что здесь будет фотография, которая предполагает навык вникания: то есть ты либо читаешь и пытаешься понять все составляющие проекта, либо сразу от этого отказываешься.
Несмотря на то, что внутри нашей образовательной программы «ФотоДепартамент. Институт» мы не учим и не постулируем технологические умения, это вовсе не значит, что их у фотографов не должно быть. Предполагается, что они должны заняться освоением технических возможностей фотоаппарата самостоятельно. С первых занятий мы говорим, что в наши задачи входит обсуждение причин работы с той или иной техникой (например, с цифровой или пленочной камерой) в рамках заданного проекта – понимание свойств, концептуальных качеств аналоговой и цифровой среды, которые рождают изображения разной структуры и поднимают разные вопросы, что сводится в конечном счете к разговору о свойствах фотографии как искусства и как медиума. Однако, все, что связано с качеством изображения – это вопрос навыка и задач каждого конкретного автора.
Поэтому претензия справедливо может иметь место. Но если авторы фокусируются лишь на качестве, композиционной содержательности и формальной выразительности картинки, то мне кажется в какой-то момент простое продуцирование картинок уже становится неинтересными и для них самих. А для сегодняшнего зрителя эта картинка уже вообще ничего не дает! Изображение, в котором все или многое совершенно в «картье-брессоновских» или «лапинских» понятиях, где все останавливается только на этой совершенности и моментальности, никуда не движет мысль зрителя. И пока зритель продолжает требовать и ожидать этих «взрывов моментальности», мы с «Молодой российской фотографией» уже входим в следующий ракурс движения, в новые интересные зоны и границы фотоизображения, конечно же, все равно пытаясь втянуть в этот пока не понятный мир и нашего зрителя, предложить ему следующий этап внутренней работы.