Новое, «пост»-девяностое поколение, поколение с многозначным, как zero article, определением «нулевые», действительно начинает все «с нуля». Родившись в королевстве кривой стабильности, им не приходится распутывать клубки (не)правд, просыпаться в стране с новым названием, готовиться к войне и мечтать о должности пилота «Востока-1». Перевод их песен можно найти в Интернете, книги – скачать на Флибусте, а сникерс – купить на кассе. Их мечтам не нужен надрыв, их желания не срубает вердикт «дефицит», да и есть ли у них вообще НАСТОЯЩИЕ мечты? Роскошь dreaming заменил planning. Новые условия – новые ценности. Бытие определяет сознание. «Как-то так...»
Меняется реальность – меняется и фотография. Семейный альбом с каждым снимком – на вес поколения – уступает место целой россыпи визуально-маркетинговых явлений, о чьем существовании, еще лет 20 назад, мы вряд ли могли подозревать. Снэп-чаты и инстаграм, селфи и визуальный фастфуд, эффектное сжигание деревень ради скандальных снимков и пространство в облаке памяти (всего за 2 USD в месяц). Социальные сети как место торговли идентичностями. Как ни странно, но удивительный медиум, созданный полтора века назад в подражание живописи и попытке поймать свет, адаптируется к капиталистическим реалиям с мастерством хамелеона десятого уровня. Он не только служит интересам новых людей, но и сам начинает диктовать правила игры. Если наши бабушки позировали с дедушками на фоне «рушнiкоў» с замахом на память длиной в несколько поколений, то сегодня изображения, заливаемые в сеть, – неотъемлемая часть рутины со сроком годности в сутки. Математика количества, а не качества. Философия «казаться», а не «быть». Кому-то в стремительно несущемся с горы поезде отчаянно весело, а кто-то все так же хочет «остановить Землю и сойти».
Коммуникативный капитализм изменяет и содержательную сторону обмена информацией. Акцент на скорость и масштаб «шаринга» вытесняет ценность сути высказывания. Сдвиг от «сообщения к потреблению», следуя экономической логике, превращает информацию в продукт. Значимость текста и изображения определяют количеством просмотров и «лайков», слова классифицируют по облакам тэгов, где соссюровский «план содержания» фактически вытесняется из поля зрения.
Индивидуальность становится высшей ценностью, быть «не как все» – наивысшим благом. Самым популярным жанром провозглашен портрет: себя, своей еды, ногтей и друзей. Однако, с новым положением дел согласны не все. Например, датский исследователь Свен Бринкман, автор книги «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать», бросающей вызов культуре ускорения и нарциссизма, подвергает сомнению искренность как самоценность, а необходимость прислушиваться к «внутреннему голосу» – как единственно верное руководство для приятия решений. «Вне всяких сомнений, лучше быть ненастоящей матерью Терезой, чем настоящим Андерсом Брейвиком. – пишет он. – На самом деле, ничего ценного в том, чтобы просто быть самим собой, нет. Зато ценность есть в том, чтобы выполнять долг по отношению к людям, с которыми вы связаны, и неважно, насколько вы «искренни», когда это делаете».
Потому что настоящий портрет – это не то, что мы видим в зеркале. Это мультиэкспозиция из поколений, сделавших возможным наше «здесь и сейчас». И тот долг, по отношению к людям, с которыми мы связаны, вполне может воздаваться нашим вниманием к прошлому и предкам. Именно поэтому сегодня, в эпоху парадокса индивидуальности и ускоренного времени, так важно и правильно выводить на первый план визуальных исследований архив – как это уже делает ряд европейских, азиатских и беларусских фотографов и художников, работающих с медиумом фотографии. Обращение к архиву, уход от производства все новых и новых изображений, превышающих актуальную человеческую потребность помнить, способно приблизить нас к решению двух вопросов: обретения истинных себя и замедления времени, медитативной терапевтической паузы вместо ловушки «предельного настоящего».